Омрынто Анастасия Эдуардовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Центр образования с. Усть-Белая»
Обратная связь, с пометкой «Для Омрынто А.Э.», в теме письма
Эссе
«Мои педагогические находки»
Я за него всегда душой болею.
Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,
Но для меня родной, он для меня велик!
Р. Гамзатов
Наш регион является самым большим на территории Российской Федерации. Но, несмотря на это, наш национальный язык входит в число исчезающих языков. И это очень страшно. Ведь без языка нет культуры народа, да и самого народа тоже нет. Какое же значение имеет чукотский язык для каждого из нас? Для меня он связан невидимыми нитями с моей семьёй, родителями, учениками и маленьким селом с мелодичным названием Нунлигран, куда я приехала работать после колледжа. Моя малая родина не славится ничем выдающимся, но всё же она богата. Люди моего села выше всего на свете ценят свою культуру, традиции и обычаи, свой язык. Это я поняла ещё со школьной скамьи, когда вслед за бабушкой, тоже учителем родного языка, решила делиться с подрастающим поколением своими знаниями. Любовь к своему народу, его языку и культуре тесно переплелись в моей судьбе со стремлением привить любовь к родному языку своим ученикам, вложить в их души непреходящие ценности: нравственность и чистоту.
Когда-то мне казалось, что в будущем учителей заменят компьютеры. Но, повзрослев, поняла, что заменить живое общение невозможно. Учитель – живой пример для ученика, образец для подражания. И я стараюсь быть таким образцом, ведь я чувствую, что на мне лежит большая ответственность – сохранение родного языка и родной культуры. Это и трудно, и очень интересно. Уверена, что я как носитель уникального по своей природе чукотского языка должна показать подрастающему поколению его красоту и величие.
Как помочь ребенку осознать себя представителем народа Чукотки, коренным жителем с интересной историей и самобытной культурой? Как воспитать, чтобы сохранить в нем нравственные ориентиры и любовь к малой родине? Как научить детей любить свой родной язык, культуру чукотского народа? Эти вопросы волнуют меня, учителя родного языка, работающего в сельской школе. Как любой педагог, я совершенствуюсь, занимаюсь самообразованием, оттачиваю свое мастерство.
За 10 лет моей педагогической деятельности я выявила для себя самые интересные педагогические находки, которые помогают развивать детей и приобщать их к традициям и культуре родного народа. Одной из таких находок стало применение народной педагогики, подразумевающей технологии обучения фольклорному творчеству, декоративно-прикладному искусству, методы изучения элементов национальной символики, знакомство с орнаментами чукотской вышивки народа и национальным костюмом, музыкальной культурой народа и др. Мы с ребятами изучаем пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, приметы, игры, обычаи, песенное творчество нашего народа, и, конечно же, сказки. Детям очень нравится слушать сказки, через сказки идет привитие любви и уважения к родному краю. Также во всех сказках есть воспитательные моменты и этнографический компонент. Дети начинают размышлять, учитель подталкивает их в нужном направлении, и малыши учатся правильно излагать свои мысли. Летом во время работы в лагере разучиваем подвижные народные игры: «Охотники и куропатки», «Волк и олени», бег с палкой, игра с чукотским мячом, кидание аркана, перепрыгивание с кочки на кочку и другие игры.
Ещё одной педагогической находкой для меня стало применение нестандартных форм работы на уроке. Стала более детально изучать и использовать новые приёмы, формы, технологии, активные методы обучения, такие как:
-использование различных схем и моделей;
-использование эвристических приемов – метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности;
— использование поисковых вопросов;
-создание проблемных ситуаций;
-проектная деятельность и др.
Эти формы работы позволяют освоить методику организации уроков с применением игровой, проектно-исследовательской, информационной технологии, технологии критического мышления. Проектно-исследовательская технология развивает в детях любознательность, воображение, пытливость ума. Такие методические приемы, как «Кластер», «Инсерт», «Синквейн» вносят разнообразие в учебный процесс, делают его более интересным и запоминающимся. Самым любимым для меня и моих учеников является приём «Кластеры».
«Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность», — писал Бернард Шоу. И с этим трудно поспорить, ведь только благодаря труду человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самореализация. Именно поэтому я делаю всё для того, чтобы уроки чукотского языка были наполнены эмоционально насыщенными действиями, чтобы ребята, чувствуя себя активными участниками событий, учились находить нужный материал из книг и других источников. Если на уроке детям будет интересно, тогда они научатся самостоятельно решать не только учебные, но и жизненные задачи, не будут бояться трудностей, станут открытыми и целеустремленными.
Мне всегда хотелось, чтобы люди гордились, что являются представителями коренных малочисленных народов Севера. И конечно, они не могут начать гордиться, став уже взрослыми, это прививается в детстве. Именно поэтому я ежечасно чувствую на себе ответственность за подрастающее поколение, за его будущее и будущее своей малой родины.